Медиаграмотность – грамотное использование
инструментов, обеспечивающих доступ к информации, развитие критического анализа
содержания информации и привития коммуникативных навыков, содействие
профессиональной подготовке детей и их педагогов в целях позитивного и
ответственного использования ими информационных и коммуникационных технологий и
услуг. Развитие и обеспечение информационной грамотности признаны эффективной
мерой противодействия посягательствам на детей с использованием сети Интернет.
Медиаобразование выполняет важную роль в
защите детей от негативного воздействия средств массовой коммуникации,
способствует осознанному участию детей и подростков в медиасреде и
медиакультуре, что является одним из необходимых условий эффективного развития
гражданского общества.
Согласно российскому законодательству, информационная безопасность
(медиабезопасность) детей - это состояние защищенности детей, при котором
отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе -
распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому,
духовному и нравственному развитию.
Интернет-зависимость (как вид нехимичесокой
зависимости) – это навязчивая потребность в использовании Интернета,
сопровождающаяся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими
симптомами. Патология проявляется в разрушении обычного образа жизни, смене
жизненных ориентиров, проявлении депрессии, нарастании социальной изоляции.
Происходит социальная дезадаптация, нарушаются значимые общественные связи.
Гэмблинг (игромания) -
патологическая склонность к азартным играм. Заключается в частых повторных
эпизодах участия в азартных играх, которые доминируют в жизни человека и ведут
к снижению социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей.
Виктимизация детей – это процесс
функционального воздействия насильственных отношений на ребенка, в результате
чего ребенок превращается в жертву насилия, т.е. приобретает виктимные
физические, психологические и социальные черты и признаки. Обычно «виктимизацию»
определяют как действия, предпринятые одним человеком или несколькими людьми с
намерением воздействовать, дискриминировать, нанести физический ущерб или
причинить психологическую боль другому человеку.
Киберпреступления – формы: от мошеннических махинаций
и нарушений авторских прав до распространения детской порнографии, пропаганды
педофилии, торговли детьми.
Киднеппинг (от англ. kidnap
«похищать») — противоправные умышленные действия, направленные на тайный
или открытый, либо с помощью обмана, захват человека, изъятие его из
естественной микросоциальной среды, перемещение с его места жительства с
последующим удержанием помимо его воли в другом месте. Большей частью
совершается из корыстных побуждений и имеет целью получение выкупа от
родственников или близких к похищенному лиц, а также принуждение этих лиц к
выполнению необходимых для похитителей действий.
Кибербуллинг – нападение с целью
нанесения психологического вреда, которое осуществляется через электронную
почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на веб-сайтах,
а также посредством мобильной связи.
Виды кибербуллинга:
Киберпреследование – скрытое выслеживание
жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д.
Хеппислеппинг (Happy Slapping –
счастливое хлопанье, радостное избиение) – видеоролики с записями реальных сцен
насилия.
Кибервандализм – хулиганство в Сети.
Суицид, самоубийство, (от лат. sui caedere — убивать
себя) — целенаправленное лишение себя жизни, как правило, добровольное, и
самостоятельное (в некоторых случаях осуществляется с помощью других людей).
Буллицид – доведение до самоубийства
путем психологического насилия.
Спам (англ. spam) —
массовая рассылка коммерческой, политической и иной рекламы или иного вида
сообщений (информации) лицам, не выражавшим желания их получать.
Троян - вредоносная программа,
распространяемая людьми. В отличие от вирусов и червей, которые
распространяются самопроизвольно.
Фишинг - вид
интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к
конфиденциальным данным пользователей — логинам и паролям. Это достигается
путём проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных
брендов, а также личных сообщений внутри различных сервисов, например, от имени
банков (Ситибанк, Альфа-банк), сервисов (Rambler, Mail.ru) или внутри
социальных сетей (Facebook, Вконтакте, Одноклассники.ru). В письме часто
содержится прямая ссылка на сайт, внешне неотличимый от настоящего, либо на
сайт с редиректом. После того, как пользователь попадает на поддельную страницу,
мошенники пытаются различными психологическими приёмами побудить пользователя
ввести на поддельной странице свои логин и пароль, которые он использует для
доступа к определенному сайту, что позволяет мошенникам получить доступ к
аккаунтам и банковским счетам.